Большой проект: «Палитра Руси» в Архангельском

Музей-усадьба «Архангельское», что стоит в Красногорске, на левом берегу старицы Москвы-реки, — архитектурная жемчужина Подмосковья, в 2017 году признанная особо ценным объектом культурного наследия страны. 

Это место не зря называют «подмосковным Версалем». Дворцово-парковый ансамбль создавали знаменитые русские и европейские архитекторы, здесь воплощены лучшие традиции усадебного искусства рубежа XVIII-XIX веков.

История с реставрацией

За долгую историю — имение известно с 1584 года — им владели несколько знатных династий: Шереметевы, Одоевские, Голицыны. К тому облику, какой мы видим сейчас, усадьбу привел князь Николай Юсупов, купивший ее в 1810 году. В ней отразился царственный размах «просвещенного» XVIII века. Хотя с тех пор многое изменилось: здания и их убранство восстанавливали после войны 1812 года и пожара 1820-го, реставрировали в начале XX века. Вот почему Архангельское уникально: оно хранит в себе следы самых разных эпох.

В 1919 году усадьба перешла в собственность государства и стала музеем. За прошедший век она переживала непростые времена, необходимость большой реставрации была давно очевидна: отдельные сооружения приводили в порядок с 1985 года. И только в 2016 году, в рамках подготовки к 100-летию музея, за дело взялись всерьез. Было выделено финансирование, привлечены попечители, архитектурное бюро Wowhaus разработало мастер-план. 

Концепция предполагает поэтапное восстановление исторических фасадов и интерьеров, строений, оранжерей, парковой территории до 2025 года. Огромная работа уже проделана — гости музея видят ее результаты.

В конце 2021 года к проекту присоединилась «Палитра Руси». Наши материалы используются при воссоздании интерьеров залов в левом крыле главного Дворца усадьбы.

Задача с усложнением

«Мы работаем в проекте около полутора лет, в нашей зоне ответственности — отделка внутренних помещений экспозиционного типа на 1-м и 2-м этажах левого крыла дворца. Работы идут не очень интенсивно: в связи с особенностями объекта возникают чисто практические трудности», — рассказывает Людмила Алексеевна Елисеева, технолог по применению продукции реставрационного направления «Палитры Руси».  

Так, отличительная особенность здания — множество комнат, каждая из которых окрашена в свой цвет. Повторений между залами практически нет, для каждого нужно подобрать уникальный оттенок. На сегодня насчитывается уже 26 цветов, при том что некоторые залы довольно компактные и требуют небольшого объема краски. 

Кроме того, работу на этом участке начинал другой поставщик, немецкий производитель Caparol. Стены были выкрашены в один слой его материалами — это значит, что теперь необходимо подбирать оттенок под ранее проведенную окраску. В документации указаны цвета по каталогам Caparol, но, поскольку колеровка всегда имеет погрешность в пределах полутона, попасть в получившийся цвет очень непросто. К тому же в некоторых залах нет прямого солнечного освещения — искусственный свет еще усложняет подбор. А когда реставраторы открыли остатки выкрасов под плинтусами и они разошлись с капарольскими — колеровка окончательно превратилась в задачу со звездочкой.

Помимо попадания в цвет, при работе с недавно окрашенной поверхностью необходимо быть уверенными в совместимости красок. Технологи «Палитры Руси» проводили анализ составов, чтобы убедиться, что компоненты в материалах не будут конфликтовать между собой. Опыт специалистов, которые работают в отрасли с 1995 года, помогает решать задачи такой сложности.

Конечно, учитывая статус усадьбы, каждое решение по выбору красок проходит этапы обсуждения и утверждения со стороны руководителя проекта от ЦНРПМ и смотрителя музея.

И сам процесс работы в интерьерах музея такой значимости имеет свои особенности. Из помещения, в котором начинается ремонт, нужно вынести ценные экспонаты, разместить их в другом крыле с учетом всех требований к обеспечению сохранности. «Недвижимые» элементы, такие как деревянные полы XIX века, перила лестниц, — защитить от повреждений. В результате каждый этап сопровождается множеством дополнительных действий, которые усложняют и замедляют процесс. Каждый, кто проходил через ремонт, представляет, о чем речь, — но на объекте такого уровня ответственность кратно умножена.

Материалы для музея

«Палитра Руси» накопила большой опыт участия в проектах реставрации. Когда речь идет об исторических объектах, важно подобрать материалы, подходящие для старых поверхностей. Краска должна, с одной стороны, создавать прочное покрытие, а с другой — позволять стенам дышать. «Обычные бытовые ЛКМ при реставрации использовать нельзя. Речь не только о том, что они не обеспечат нужного качества, — гораздо хуже, что могут навредить историческим конструкциям. Поэтому материалы для реставрационных работ всегда имеют специфические составы. Разработка собственных уникальных рецептур, проведение испытаний — задача, за которую берутся только производители с серьезной научной базой», — объясняет Людмила Алексеевна.

Необходимыми свойствами обладают материалы серии President, разработанные с опорой на наукоемкие технологии и ориентированные на проекты с высокими требованиями. ЛКМ серии используются с 1999 года, опробованы на многих объектах с разными условиями — их свойства проверены, результат стабилен и предсказуем. Только такие материалы допускаются к использованию на реставрационных проектах федерального значения, именно поэтому проект был предложен «Палитре Руси».

Для интерьеров Архангельского были выбраны грунт-пропитка President R1K и акриловая моющаяся краска President R2 — близкий аналог краски Capasilan от Caparol. Это материалы премиального качества, которые создают покрытие высокой прочности, водостойкое, дышащее и экологичное. 

Грунтовочный слой укрепляет поверхность, защищает от грибка и плесени, повышает срок службы покрытия. А декоративный слой имеет приятную минерально-матовую поверхность, обладает стойкостью к УФ-лучам, загрязнениям и истиранию.

Участие в проектах такого уровня — это приоритет нашей компании. Гордимся тем, что в обновленной красоте усадьбы, которая когда-то принимала императоров, поэтов и художников, а сегодня стала любимым местом прогулок, праздников и фестивалей для тысяч гостей, — есть вклад «Палитры Руси».