Имитация металлического покрытия краской (под золото, серебро, медь или бронзу)

«Кстати, да будет тебе известно и то, что венециане на иконы не кладут золота, а заменяют его особо приготовленным лаком, который по-немецки называют Гольдъ Фарбе, а по-нашему золотистая краска» Дионисий, иеромонах из Фурны [1]

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Наиболее используемым материалом для имитации металлической поверхности до последнего времени было золото. Золото легче получить в виде тончайших полупрозрачных пленок – сусального золота. Пленки золота стабильны во времени, поскольку не окисляются. В то время как серебро, медь, бронза довольно быстро окисляются.

Собственно, название «голдфарбы», упомянутые в начале презентации, сходно понятию «твореное золото» — золотой краски, приготовленной тончайшим растиранием сусального золота 960 пробы с добавлением натурального гуммиарабика. Твореное золото начало применяться не позднее VI века.

«Творёное золото широко используется в золочении — иконописи и других позолотных работах, требующих золочения отдельных элементов декора. Широкое распространение творёное золото имело в книжной и настенной графике. Золотой порошок десятки столетий назад уже использовали мастера Египта для росписи стен, колонн, пола, пергамента. Творёное золото традиционно используется мастерами-позолотчиками наравне с применением сусального, причём как в чистом виде, так и с добавлением пигментов». Википедия.

Существовало также и твореное серебро – тоже достаточно «мягкий» металл.

В процессе развития архитектуры и ремесел мастера применяли золочение как особый вид декора. Достигался эффект украшения изделий путем наложения на поверхности из дерева, металла, гипса, камня, кожи, бумаги сусального золота с прорисовыванием тонких деталей гольдфарбами. Со временем способы золочения совершенствовались, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Цветными лаками, имитирующими золото (гольдфарбами) широко пользуются на протяжении всего XVIII в. и позднее….Золотой лак для позолоты колес, карет и других предметов применялся на Западе уже со второй половины XVIII в. и активно использовался в течение всего XIX в. «Гольдфарбу предпочтительно применять при позолоте мебели и других домашних вещей, на которые часто может воздействовать вода, а также для наружных работ: при золочении куполов, крестов, декоративных фигур, решеток и пр. При этом так называемое «марданное» золочение, по мнению авторов, по прочности уступает гольдфарбному, хотя также долго может держаться на воздухе». [3]

НАЗНАЧЕНИЕ ИМИТИРУЮЩИХ МЕТАЛЛ ПОКРЫТИЙ

Наиболее часто в практике использовалось именно золочение:

  • В православной и других культовых традициях золотой цвет — символ небесной славы, поэтому культовые здания, сооружения, предметы интерьера, иконы и даже книги изобилуют золочением.
  • Золотые интерьерные элементы — неотъемлемые атрибуты таких стилей как барокко, рококо, византийский стиль и ампир, создающих атмосферу богатства, роскоши и элегантности.
  • Состаренное и патинированное золото — традиционный спутник французского прованса.
  • Потёртое золото, латунь, все оттенки мёди — прекрасные акценты для современных лофтов.
  • В современных интерьерах яркое золото часто используется в ар-деко.
  • Металлизация признана уместной и в минималистских и скандинавских интерьерах.

Имитирующие металл покрытия не только служат для создания декоративных эффектов, но и придают отделываемым поверхностям водоотталкивающие свойства и стойкость к истиранию.

Окрашивание красками-металликами применяется для гипса и оштукатуренных поверхностей, загрунтованного черного и цветного металла, дерева, керамики, бумаги и разного рода обоев, изделий из пластика, кожи и других оснований.

Другие металлы (медь, бронза, хром, серебро, различные сплавы) для отделки до недавнего времени применялись лишь в виде гальванических покрытий.

С появлением красок, имитирующих металлические покрытия, возможности и палитра архитекторов и дизайнеров значительно расширились. Теперь практически любую поверхность можно «загримировать» под блестящие, матовые или потертые медь, бронзу, серебро и, конечно, золото любого оттенка.

Можно получить переливчатые цвета при помощи полупрозрачных красок – глизалей (вариант лазури). Глизаль выгодно подчеркнет структуру поверхности, волокна древесины, углы, трещины и т.п..

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ КРАСОК-МЕТАЛЛИКОВ ПЕРЕД ЗОЛОЧЕНИЕМ  И  ГАЛЬВАНИКОЙ:

  • Намного менее затратны по материалам и трудоемкости (в десятки раз);
  • Не требует сложного оборудования, специальных навыков и высокой квалификации – для неответственных задач работа с металликами доступна каждому;
  • Технологически не сложны в освоении и нанесении, процессы занимают гораздо меньше времени, особенно при окраске сложных поверхностей с глубоким рельефом;
  • Можно работать практически на любых поверхностях в интерьерах и, при использовании атмосферостойких вариантов красок, на многих наружных поверхностях, включая купола;
  • Отличная адгезия к различным плотным поверхностям;
  • Для ремонта ранее окрашенных и даже позолоченных традиционными способами поверхностей чаще всего нет необходимости полностью удалять предыдущее покрытие, чтобы не «забить» рельеф – высокая ремонтопригодность (хорошие краски-имитаторы позолоты могут наноситься в очень тонкий слой);
  • Некоторые производители, включая Палитру Руси, выпускают особо прочные и долговечные краски-металлики, высокоустойчивые к атмосферным воздействиям, УФ, к образованию царапин и сколов;
  • Краски-металлики стойки к истиранию и устойчивы к окислению, поскольку используют современный микронизированный чешуйчатый пигмент, имитирующий сусальное золото в твореном золоте;
  • Простота обслуживания покрытия — поверхность хорошо отмывается и очищается обычными моющими средствами, что особенно важно в православных храмах, где поверхности постоянно страдают от копоти;
  • Возможность придания «металлической» краске практически любого цвета и оттенка;
  • Лакокрасочные материалы позволяют создавать бесконечное множество дизайнерских эффектов, которые невозможно реализовать с помощью привычной металлизации;
  • Экологическая чистота и безопасность за счет минимального содержания органических растворителей, примесей тяжелых металлов и прочих токсичных компонентов;

НЕДОСТАТКИ:

Пока что золочение с применением сусального золота несколько выигрывает во внешнем виде и долговечности покрытия – при качественном нанесении.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Далее в Галерее приведены различные примеры применения имитирующих металл покрытий.

ФАСАДЫ:

ИНТЕРЬЕРЫ

МЕТАЛЛ

ДЕРЕВО

АРТ-ДЕКО

ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА

ДЕКОРИРОВАНИЕ НЕКРОПОЛЕЙ (ПАМЯТНИКИ, НАДПИСИ)

АТМОСФЕРОСТОЙКИЕ КРАСКИ-МЕТАЛЛИКИ ПАЛИТРА РУСИ

  1. Акрил-уретановая эмаль «President R4Gold» для фасадных и интерьерных работ

Атмосферостойкая микропористая акрил-уретановая водная эмаль золотистого цвета с высоким блеском. Предназначена для создания декоративного покрытия, имитирующего позолоту, на гипсе, штукатурке, загрунтованном металле, дереве, коже, бумаге, различных обоях и других поверхностях  как внутри помещения, так и в условиях атмосферного воздействия. Выпускается в широком диапазоне оттенков.

Обладает прекрасными декоративными и защитными качествами. Усилена полиуретаном. В качестве пигментов используются металлизированные микродисперсные чешуйки. Применяется в дизайнерских, реставрационных и художественных целях. Не окисляется, долговременно сохраняет цвет, имеет высокую прочность и износостойкость, прекрасную влаго- и атмосферостойкость, светостойкость, отличное сцепление с различными поверхностями, высокую степень блеска.

Может также наноситься в технике Глизаль, патинирования и других дизайнерских приемах.

Для высококачественной имитации позолоты с высоким блеском нужна тщательная подготовка поверхности и хорошие художественные флейцевые кисти для акрила!

Быстро сохнет, не пахнет, за 2 слоя отлично укрывает поверхность.

Срок эксплуатации при наружном применении не менее 8 л при условии качественной подготовки поверхности и нанесения не менее чем в 2 слоя.

Материал экологичен, пожаровзрывобезопасен, без растворителей!

Объемно применяется, начиная с 2017г, в том числе на таких памятниках федерального значения, как Центральный павильон и павильон №14 Азербайджан ВДНХ,
для росписи интерьеров храмов.

  1. Акрил-уретановая эмаль «President R4 Metall» для фасадных и интерьерных работ

Атмосферостойкая микропористая акрил-уретановая водная эмаль цветов меди, бронзы, серебра, латуни, платины или другого металла с высоким блеском. Предназначена для создания декоративных покрытий, имитирующих металлические покрытия на гипсе, штукатурке, загрунтованном металле, дереве, коже, бумаге, различных обоях и других поверхностях  как внутри помещения, так и в условиях атмосферного воздействия. Существуют стандартные цвета: медь, бронза, серебро, латунь, но под заказ производится в широком диапазоне цветов и оттенков.

Обладает прекрасными декоративными и защитными качествами. Усилена полиуретаном. В качестве пигментов используются металлизированные микродисперсные чешуйки. Применяется в дизайнерских, реставрационных и художественных целях. Не окисляется, долговременно сохраняет цвет, имеет высокую прочность и износостойкость, прекрасную влаго- и атмосферостойкость, светостойкость, отличное сцепление с различными поверхностями, высокую степень блеска.

Может также наноситься в технике Глизаль, патинирования и других дизайнерских приемах.

Для высококачественной имитации металлического покрытия с высоким блеском нужна тщательная подготовка поверхности и хорошие художественные флейцевые кисти для акрила!

Быстро сохнет, не пахнет, за 2 слоя отлично укрывает поверхность.

Срок эксплуатации при наружном применении не менее 8 л при условии качественной подготовки поверхности и нанесения не менее чем в 2 слоя.

Материал экологичен, пожаровзрывобезопасен, без растворителей!

  1. Водно-дисперсионный акрил-уретановый лак «President R5Uni» для фасадных и интерьерных работ

Водостойкий, атмосферостойкий микропористый акрил-уретановый лак предназначен для увеличения срока службы эмалей, в том числе эмали «President R4Gold», особенно если покрытие применяется на элементах фасада. Используется поверх эмалей-металликов на гипсе, штукатурке, загрунтованном металле, дереве и других поверхностях как внутри помещения, так и в условиях атмосферного воздействия.

Обладает прекрасными декоративными и защитными качествами, высоким блеском. Применяется в дизайнерских, реставрационных, художественных и общестроительных целях.

Отличительные особенности:

  • Придает поверхности свойство самоочищения;
  • Улучшает внешний вид декоративной отделки, практически не меняет цвет поверхности;
  • Увеличивает срок службы покрытия
  • Высокая прочность, эластичность и износостойкость;
  • Прекрасная УФ-стойкость, влаго- и атмосферостойкость;
  • Низкая склонность к пожелтению;
  • Отличное сцепление с различными поверхностями;
  • Быстро сохнет, практически не пахнет;
  • Очень экономный.

Срок эксплуатации при наружном применении не менее 8 лет.

Материал экологичен, пожаровзрывобезопасен, без растворителей!

Объемно применяется, начиная с 2017г, в том числе на таких памятниках федерального значения, как Центральный павильон и павильон №14 Азербайджан ВДНХ и других объектах.

Литература:

  1. Ерминия или наставление в живописном искусстве», составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом (1701–1733 гг.)
  2. Совершенный лакировщик, или Полное и подробное руководство к составлению и употреблению всякаго рода лаков, как спиртовых, так скипидарных и масляных. Сумароков, Панкратий Платонович М. 1799г
  3. «Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах» В.С.Дедюхина О.В.Лелекова М. 1976г
  4. Кравченко А.С, Уткин А.П. Икона. «Пособие для художников, реставраторов». – М.: Стайл А ЛТД, 1993.
  5. О. Н. Силонова. Журн. Искуствоведение. Влияние Западной Европы на промысел завода Демидовых 2015 (статья)
  6. Николаев А.С. Работы позолотчика. Л.-М., Гос.архитектурное изд-во, 1949.
  7. Позолотные работы. История. Техника. Способы и виды. https://susalnoe.ru/stati/o-zolochenii.-istoriya.-sposoby-i-vidy.html